История школы

«Мир знаний и добра»

(История Сулакской школы)


Присоединение Дагестана к России оказало огромное влияние на социально – экономическое и культурное развитие страны гор. В силу произошедших событий у нас в стране в ΧІΧ – ΧΧ вв. стало острой необходимостью создание национальных школ. Я узнала,что наша школа открыта в 1913 году, а значит скоро мы будем отмечать столетие её возникновения. Здание современной школы было построено в 1962 году. В стенах этой школы воспитывалось немало людей, известных у нас в посёлке, республике и далеко за её пределами. В 2007 году к зданию старой школы было пристроено двухэтажное здание.
На основе этой исследовательской работы в будущем мне бы хотелось организовать музей истории нашей школы, чтобы каждый учащийся при посещении музея испытывал чувство гордости, патриотизма за сопричастность к истории своей родины.

Моя первая школа!
Полна ты счастья и цветов.
Как самый долгожданный праздник,
Как песня радости без слов.
Новых встреч тебе в пути,
Чтоб никогда не уставая
Ты продолжала свет нести…
(авторское стихотворение)
В наши дни важную роль в жизни общества играет наследие исторического присоединения Дагестана к России, которое оказало огромное влияние на социально – экономическое и культурное развитие республики. Растёт самосознание народа, усиливается его интерес к собственной истории, возникает желание знать историю не только страны, но и своей малой родины. С чего начинается Родина для каждого из нас? С золотых полей и тенистых лесов, с морского прибоя и журчания реки, со старинных сказок и песен, с семейных преданий и рассказов земляков-старожилов. Все это надо уметь беречь и любить. Вполне очевидно, что очень важно знать историю своего Отечества. Не только холодный перечень событий и действующих лиц, но и саму сущность истории родной земли, её основной смысл. Необходимо попытаться уяснить: что представляет собой Родина, как она стала такою и какая судьба её ожидает. И не надо далеко ходить. Начать изучение можно с истории своей семьи, населенного пункта, школы, улицы.
Школа играет одно из самых важных мест в становлении человека как личности, именно здесь происходит та закалка личности, которая обязательно понадобится для применения в жизненных ситуациях. Школа – это храм науки и добра. К истории своей школы проявлять большой интерес должен каждый ученик школы.
В 2013 году ей исполнилось 100 лет. Какой же путь она прошла за век? Что ушло в историю, а какие традиции сохранились и передаются из поколения в поколение?
Как же всё начиналось?
Во время знаменитого Персидского похода 1722 года, по пути к Дербенту, ПётрΙ, отмечая расположение будущей крепости, заложил на месте выросшего впоследствии Порт-Петровска камень. А в устье реки Сулак на территории современного маяка по его указанию была построена деревянная крепость Святого Петра. Здесь же распологался воинский гарнизон, который упорядочил развитие рыбных промыслов на побережье Каспийского моря и реки Сулак.
В ΧІΧ и ΧΧ веке важной отраслью экономики Дагестана являлась добыча и переработка рыбы. Рыбные промыслы тянулись по всему побережью Каспийского моря.Сюда стекались тысячи рабочих. Порт- Петровск становился центром переработки рыбы. В годы реакции (1907 -1910гг.) её добыча сократилась. В 1910-1914 гг. наблюдается приток капитала в рыбную промышленность, в ней происходит процесс концентрации производства. К началу первой мировой войны почти все рыбные промыслы оказались в руках общества «Рыбак» и бакинского миллионера Тагиева.
Неподалёку от устья реки Сулак примерно в 1900 году было образовано село Хизроевка. Изначально оно являлось малонаселенным пунктом. В 1937 – 1938 году оно было переименовано в поселок Сулак. В начале ХХ века сюда из России для развития рыбной промышленности был привлечён купец Воробьёв. Здесь он положил начало строительству рыболовецкого завода. Сюда стали привлекать квалифицированных рабочих для работы на заводе с Астрахани и Астраханской области. Рабочей силой являлись привлекавшиеся племена ногайцев, которые вели полуоседлый образ жизни с близлежащих сёл Асаул, Аулеткен, Брамаул и др.
Таким образом, в селе начинается процесс миграции населения. Население увеличивается. Появляется контингент общества, который нуждался в обучении.
Об уровне грамотности в Дагестане свидетельствуют материалы переписи населения Российской империи 1897 года. По этим данным, среди людей в возрасте от 9 лет и старше грамотных было 9,2%, а русской грамотой владело лишь 2,5% всего населения. При этом нужно отметить. Что грамотность была привелегией помещиков и зажиточной части горцев, из которых формировался состав царской колониальной администрации. Что касается трудящихся масс, особенно женщин, то среди них грамотных были единицы.
Архивные документы позволяют заключить, что, хотя и медленно, но сеть светских школ всё же расширилась. Школы, более или менее обеспеченные средствами и помещениями, находились в окружных центрах, где проживали чиновники, офицеры, служащие частных фирм и т.д., а также привилегированные слои коренного населения. И это не случайно. Царизму нужна была грамотная колонизаторская прослойка верных прислужников (переводчиков, письмоводителей, старшин и др.), хорошо знающие быт и нравы народов.
Грамотность не на родном языке давалась с трудом. Качество обучения было низким, и многие из числа окончивших школу быстро забывали грамоту. В это время возникает необходимость приобщения учащихся к жизни, к требованиям времени. Под влиянием социально – экономических изменений создаются светские школы.
Несмотря на ограниченность школьных программ, светские школы сыграли прогрессивную роль. В этих школах учителями являлись представители русской интеллегенции, которые обучали горских детей грамоте и языку великого русского народа и снискали любовь и глубокое уважение своих питомцев. Жители посёлка Сулак с теплотой вспоминают своих первых русских учителей.
Данью памяти и уважения им стало открытие монумента русской учительнице в центре города Махачкалы.

Основные этапы развития школы

Дореволюционная школа.
На территории завода для рабочего состава были построены сборно-щитовые деревянные казармы, которые были переоборудованы под классные комнаты для учеников.
Вот что о школе и о себе году рассказала выпускница этой школы Карамурзаева Нурия Абдулгамидовна. «В то время не было электричества, приходилось учиться при свече, или наливали на блюдце масло, клали туда тряпочку, зажигали ее, и она потихоньку горела. Зимой в школе было холодно, топили дровами, а когда не было дров, то не топили. Отсидим два-три урока, и уходим домой. Придешь домой, а дома тоже нет дров, так пойдешь, возьмешь соломы, протопишь дом и сидишь учишь уроки. В то время не было часов, и, бывало, придешь зимой в школу, а еще рано, школа закрыта, и стоишь на морозе мерзнешь, ждешь, пока откроют. В школе были большие и светлые классы».
Помимо сельских детей в школу привозили дети по узкоколейной железной дороге, которая брала своё начало в городе Махачкале, далее маршрут пролегал через наш населенный пункт, конечная остановка – село Лопатин. На каникулах дети уезжали на каникулы домой.
С начала возникновения в школе обучалось около 190 учеников.
В 1917 году школа была преобразована в школу-интернат. Здесь стали обучаться дети с близлежащей прибрежной зоны Каспийского моря («Седьмой ногаец», «Восьмой ногаец», «Десятый ногаец»). Детей в школу принимали с восьми лет. Изначально в школе было семилетнее образование, затем – восьмилетнее, а впоследствии оно стало десятилетним. В начальной школе имелось по два класса в каждой параллели. В каждом классе обучалось примерно тридцать человек. В старшей школе уже было по одному классу в параллели. Это объяснялось тем, что дети отсеивались. По окончании четвёртого класса ученики сдавали экзамены по основным учебным предметам. В школе имелась своя столовая, где кормили приезжих детей. На территории школы имелся свой приусадебный участок. Здесь были посажены фруктовые деревья, за которым ухаживали ученики. Дети собирали урожай, продавали и покупали необходимое для школы. У школы имелся и свой огород, находившийся за пределами школы. Дети сажали, выращивали овощи, которые тоже впоследствии продавали.
Первыми учителями нашей школы были приезжие русские учителя. Первым директором школы являлся Петр Алексеевич Раевский. Его пригласили на эту должность из России. Приехал он вместе со своей женой Натальей Филипповной Раевской. Педагог по образованию. В нашей школе преподавала историю.
После Петра Алексеевича директором стал Антипов Николай Иванович.
Ко второй половине 30-х годов завершилось формирование советской системы народного образования. Были введены государственные программы обучения, стабильные учебники, четкий распорядок учебного процесса. Школа была подразделена на начальную, среднюю, среднюю специальную, высшую. Сильно выросло количество учащихся, учителей.
Во время войны в 1942 году в школу пришли работать прекрасные учителя: учитель немецкого языка – Хорев Алексей Алексеевич, учитель младших классов классов – Хорева Мария Васильевна, которой было присвоено звание заслуженного учителя Республики Дагестан.
Во время Великой Отечественной войны учащиеся нашей школы оказывали всевозможную помощь республике. Так, детей отправляли на помощь рабочим в селение Богатыревка, расположенное неподалеку от города Махачкалы. Во время путины, то есть весной, дети помогали рабочим рыболовецкого завода. На побережье Каспийского моря рабочие завода встречали рыболовецкие баркасы и с сетей высыпали кильку в специальные ёмкости, а оставшуюся кильку дети собирали с сеток и высыпали в двуручные корзины, сплетенные из хвороста.
Всех детей во время войны кормили. На обед выдавалась одна булочка.
Ученики продолжали ухаживать за школьным садом. Помимо этого, они помогали заводским рабочим вести работу в хозяйственном дворе рыболовецкого завода. Этот двор находился на территории современной школы. Лошадей держали для того, чтобы возить рыбу с берега моря к заводу.
После войны появляется автомобильный транспорт. Хозяйственный двор рыбзавода потерял своё значение. Его пришлось ликвидировать. А на его месте стала строиться новая школа. Строительство новой школы стало необходимым, так как население посёлка увеличилось и в старой школе не хватало ученических мест.
Здание новой школы открылось в 1962 году. Это было красивое здание с просторными классными комнатами, со светлым и удобным вестибюлем. Школа была построена на 480 ученических мест. Директором школы стал Чупалаев Шапи Магомедович. В каждом классе училось по 36 -38 человек. В каждой параллели было по три класса. Уроки были по 45 минут, большая перемена – 15 минут. Учились в две смены. Проводилось по 5 – 6 уроков в день. Школа была десятилетней, но некоторые учащиеся уходили поступать после восьмого класса в техникумы, училища. В школе функционировало и заочная форма обучения ( вечерняя школа ). Её посещали довольно взрослые люди. Уроки начинались после второй смены в дневной школе. Каждый день проводилась 4 – 5 уроков. Их продолжительность составляла 45 минут.
В школе очень хорошо была поставлена воспитательная работа. Была развита учительская художественная самодеятельность. В школе был хор, ставили пьесы. Был открыт кружок радистов. В то время не было учителя физики, а кружком руководил Гусаров Дмитрий Петрович, инженер – радист предприятия «Сельхозтехника». Активно велась подготовка к различным праздникам. 1 мая, 9 мая, 7 ноября учащиеся школы выходили на демонстрации с песнями, плакатами, флагами, транспарантами. Проводились встречи с выпускниками, осенние балы, новогодние праздники. На каникулах дети выезжали на экскурсии в Дербент, Нальчик, Волгоград.
После Шапи Магомедовича директором школы становится Чебоненко Иван Викторович. Он был переведён в город Махачкала.
В 1967 году на должность директора вступил Белан Алексей Степанович.
С 1984г. по 1988 г. директором школы был опытный учитель, химик по образованию, Власенко Юрий Васильевич.
В 1998 году директором школы стала Менгисанова Айбат Абдулхановна, учитель русского языка и литературы, великий учитель своего времени. Человек прекрасной души, большого таланта. Благодаря её организаторским способностям наша школа активно включилась в процессы модернизации образования. Но в 2005 году её не стало.
В 2006 году МОУ сш № 21 возглавила бывший завуч по УВР Искакова Элеонора Забитовна. Под её руководством в школе создана концепция развития школы, изменились характер педагогических отношений, содержание и формы организации жизни и работы как учителя, так и ученика.
В 2007 году был открыт новый корпус школы – красивое двухэтажное здание Выпускники нашей школы сегодня являются выпускниками и студентами специальных и высших учебных заведений республики и страны.
Хочу такой сайт

Знаменитости моей школы.
Нашу школу некоторые выпускники окончили на золотые и серебряные медали. Вот их имена:
1. В 1956 году серебряные медали получили: Милешин Виталий Степанович, Велигура Анатолий Григорьевич, Волков Анатолий Степанович.
2. В 1959 году серебряными медалями награждены: Котельникова Лилия Михайловна и Сперембей Маргарита Алексеевна.
3. В 1975 году на золотую медаль школу окончила Мухтарова Сорея Магомедовна.
4. В 1976 году золотые медали получили: Гайдукова Татьяна Александровна и Касимова Азинат Будайхановна.
5. В 1982 году золотой медалью награждена Власенко Татьяна Юрьевна.
6. В 1989 году серебряную медаль получает Котельникова Надежда Германовна.
7. В 1993 году серебряной медалью награждена Власенко Ольга Юрьевна.
Выпускники нашей школы сегодня занимают достойное место в обществе.
Главным достоянием нашего посёлка является Загид Загидов – выпускник нашей школы, получивший звание героя России. Он проходил службу в Афганистане. Оттуда по направлению он поступил в Российскую школу милиции. Загид Загидов является участником военных событий, произошедших в Дагестане в селении Карамахи, за что и был удостоен звания героя России.
Ашимов Абдулгамид Абдулханович – глава администрации пос. Глав.Сулак; Котельникова Надежда Германовна – врач-инфекционист, заведующая отделением инфекционной больницы г.Махачкалы, кандидат медицинских наук; Абдулаева Зульфия – кандидат медицинских наук, врач туб.диспансера г.Махачкалы, преподаватель кафедры Дагестанской государственной медицинской академии; Мухтарова Сорея Магомедовна – врач терапевт Сулакской больницы; Менгисанова Аминат Менгисановна – прекрасный врач-педиатр нашего посёлка; Даниял и Джамалдин Кумаевы – журналисты Дагестанского телевидения.
Выстропова Елена и Гаджиева Айзанат являются победителями и призерами чемпионатов мира и Европы, международных турниров по боксу. Выстропова Елена является курсантом Астраханской школы милиции. Гаджиева Айзанат успешно окончила Дагестанский государственный педагогический университет, является тренером в школе бокса в городе Каспийске.

XXI век – 21 школа.
Наша школа сегодня работает в условиях модернизации образования. Педагогический коллектив школы сформирован на прочных традициях и выступает как единая команда, способная сплотиться, мобилизоваться в любых ситуациях для решения общих задач. Это школа, которая стала поистине вторым домом для большинства работающих и обучающихся в ней. Это – школа, где вместе умеют радоваться и горевать. Авторитет средней школы складывается из реальных достижений. Ежегодно школа занимает призовые места на всех районных и городских конкурсах и мероприятиях по различным направлениям. Школа принимает активное участие в федеральном эксперименте по введению единого государственного экзамена в республике, подтверждая качество знаний своих учеников. В школе стало традицией проведение общешкольных мероприятий, ученических конференций, конкурсов, предметных недель, в которых принимает участие учителя, обучаемые, родители, представители администрации поселка.
С большим творческим подъемом восприняли учителя и учащиеся принятые недавно программу экологического воспитания «Экокаспий», которая ориентирована на сохранении фауны Каспийского моря и чистоты прибрежной зоны.
Наряду с программой «Экокаспий» основными программами воспитательной системы школы является программа «Здоровье», «Патриот».
Актуальность программы. Современное общество постоянно меняется. Россия становится правовым государством. Правовое государство признает за каждым человеком личную неприкосновенность, свободу, независимость, способность самостоятельно решать, что для него важно, ценно, выгодно. У гражданина появляются права и обязанности перед государством. Важнейшим долгом и обязанностью гражданина России является защита Отечества.
Реализация концепции модернизации Российского образования призвана способствовать сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитанию бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, формированию понимания ценностей демократического общества и важнейших качеств личности: гражданской позиции, толерантности, патриотизма.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».