Телефон, факс 88722980885 Адрес электронной почты school_21_mchk@mail.ru Учредитель Управление образования г.Махачкала Дата создания 1962 год Лицензия От 13.12.2013 № 7220, серия 05ЛО1 № 0001351 Свидетельство о государственной аккредитации От 08.05.2014 № 5777, серия 05А01 № 0000545; срок действия: до 8 мая 2026 года Основным видом деятельности МБОУ «СОШ № 21» (далее – Школа) является реализация общеобразовательных программ: основной образовательной программы начального общего образования; основной образовательной программы основного общего образования; основной образовательной программы среднего общего образования. МБОУ «СОШ № 21» (далее – Школа) расположена в поселке Сулак города Махачкала. Все семьи обучающихся проживают в частных домах на территории поселка. II. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Управление осуществляется на принципах единоначалия и самоуправления. Таблица 1. Органы управления, действующие в Школе Наименование органа Функции Директор Контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных подразделений организации, утверждает штатное расписание, отчетные документы организации, осуществляет общее руководство Школой Управляющий совет Рассматривает вопросы: Педагогический развития образовательной организации; финансово-хозяйственной деятельности; материально-технического обеспечения Осуществляет текущее руководство образовательной совет деятельностью Школы, в том числе рассматривает вопросы: Общее собрание работников развития образовательных услуг; регламентации образовательных отношений; разработки образовательных программ; выбора учебников, учебных пособий, средств обучения и воспитания; материально-технического обеспечения образовательного процесса; аттестации, повышения квалификации педагогических работников; координации деятельности методических объединений Реализует право работников участвовать в управлении образовательной организацией, в том числе: участвовать в разработке и принятии коллективного договора, Правил трудового распорядка, изменений и дополнений к ним; принимать локальные акты, которые регламентируют деятельность образовательной организации и связаны с правами и обязанностями работников; разрешать конфликтные ситуации между работниками и администрацией образовательной организации; вносить предложения по корректировке плана мероприятий организации, совершенствованию ее работы и развитию материальной базы Для осуществления учебно-методической работы в Школе созданы следующие предметные методические объединения: − математического цикла, − естественных наук; − начальных классов, - эстетического цикла, - иностранных языков, -филологического цикла, - обществоведческого цикла, -физической культуры, -родного языка и литературы. III. ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная деятельность организуется в соответствии: с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (действуют с 01.03.2021); СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»; основными образовательными программами по уровням образования, включая рабочие программы воспитания, учебные планы, планы внеурочной деятельности, календарные учебные графики, календарные планы воспитательной работы; расписанием занятий. Учебные планы 1-х и 2–4-х классов ориентированы на четырехлетний нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования (реализация ФГОС НОО второго поколения и ФГОС НОО2021), 5-х и 6–9-х классов – на пятилетний нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования (реализация ФГОС ООО второго поколения и ФГОС-2021), 10–11-х классов – на двухлетний нормативный срок освоения образовательной программы среднего общего образования (ФГОС СОО). Форма обучения: очная. Язык обучения: русский. Таблица 2. Общая численность обучающихся, осваивающих образовательные программы в 2022 году Название образовательной программы Численность обучающихся Основная образовательная программа начального общего образования по ФГОС начального общего образования, утвержденному приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 69 Основная образовательная программа начального общего образования по ФГОС начального общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 246 Основная образовательная программа основного общего образования по ФГОС основного общего образования, утвержденному приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 69 Основная образовательная программа основного общего 273 образования по ФГОС основного общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 Основная образовательная программа среднего общего образования по ФГОС среднего общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 42 Всего в 2022 году в образовательной организации получали образование 699 обучающихся. Школа реализует следующие образовательные программы: основная образовательная программа начального общего образования по ФГОС начального общего образования, утвержденному приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286; основная образовательная программа начального общего образования по ФГОС начального общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373; основная образовательная программа основного общего образования по ФГОС основного общего образования, утвержденному приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287; основная образовательная программа основного общего образования по ФГОС основного общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897; основная образовательная программа среднего общего образования по ФГОС среднего общего образования, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413; дополнительные общеразвивающие программы. Переход на обновленные ФГОС Во втором полугодии 2021/22 учебного года школа проводила подготовительную работу по переходу с 1 сентября 2022 года на ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286, и ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287, МБОУ «СОШ № 21» разработало и утвердило дорожную карту, чтобы внедрить новые требования к образовательной деятельности. В том числе определило сроки разработки основных общеобразовательных программ – начального общего и основного общего образования, вынесло на общественное обсуждение перевод обучающихся 1 и 5 классов начального общего и основного общего образования на новые ФГОС и получило одобрение у 100 процентов участников обсуждения. Для выполнения новых требований и качественной реализации программ в МБОУ «СОШ № 21» на 2022 год запланирована масштабная работа по обеспечению готовности всех участников образовательных отношений через новые формы развития потенциала. Деятельность рабочей группы в 2021–2022 годы по подготовке Школы к постепенному переходу на новые ФГОС НОО и ООО можно оценить как хорошую: мероприятия дорожной карты реализованы на 100 процентов. С 1 сентября 2022 года МБОУ «СОШ № 21» приступила к реализации ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286, и ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287, в 1-х и 5-х классах. Школа разработала и приняла на педагогическом совете 30.08.2022 (протокол № 1) основные общеобразовательные программы – начального общего и основного общего образования, отвечающие требованиям новых стандартов, а также определила направления работы с участниками образовательных отношений для достижения планируемых результатов согласно новым требованиям. Включение в образовательный процесс детей из ДНР, ЛНР и Украины В МБОУ «СОШ №21» нет учащихся, прибывших из ДНР, ЛНР и Украины. Применение ЭОР и ЦОР В 2022 году была проведена работа по внедрению цифровой образовательной платформы ФГИС «Моя школа». Педагоги изучили функциональные возможности платформы и порядок подключения к цифровому ресурсу. МБОУ «СОШ № 21» осуществляет реализацию образовательных программ с применением ЭОР, включенных в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения от 02.08.2022 № 653). В связи с этим в 2022 году была проведена ревизия рабочих программ на предмет соответствия ЭОР, указанных в тематическом планировании, федеральному перечню (приказ Минпросвещения от 02.08.2022 № 653). В ходе посещения уроков осуществлялся контроль использования ЭОР. По итогам контроля установлено: 1. Все рабочие программы учебных предметов содержат ЭОР, включенные в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения от 02.08.2022 № 653). 2. На уроках учителя используют ЭОР, включенные в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минпросвещения от 02.08.2022 № 653). Профили обучения В 2021/22 году для обучающихся 10-х классов были сформирован универсальный профиль. В 2022 году с учетом запросов обучающихся на основании анкетирования были сформированы два профиля. Таким образом, в 2022/23 учебном году в полной мере реализуется ФГОС СОО и профильное обучение для обучающихся 10-х классов. Перечень профилей в таблице. Таблица 3. Профили Профиль Количество учащихся, обучающихся по профилю в 2022/23 учебном году Универсальный 33 Естественно-научный 16 Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья МБОУ «СОШ №21» не реализует АООП. Внеурочная деятельность Организация внеурочной деятельности соответствует требованиям ФГОС уровней общего образования. Структура рабочих программ внеурочной деятельности соответствует требованиям стандартов к структуре рабочих программ внеурочной деятельности. С 1 сентября 2022 года в планах внеурочной деятельности уровней образования выделено направление – еженедельные информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» были включены в планы внеурочной деятельности всех уровней образования в объеме 34 часов. На основе примерной программы курса «Разговоры о важном», одобренной решением ФУМО (протокол от 15.09.2022 № 6/22), были разработаны рабочие программы внеурочных занятий «Разговоры о важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» внесены в расписание и проводятся по понедельникам первым уроком еженедельно. Первое занятие состоялось 5 сентября 2022 года. Ответственными за организацию и проведение внеурочных занятий «Разговоры о важном» являются классные руководители. В первом полугодии 2022/23 учебного года проведено 16 занятий в каждом классе. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» в 1–11-х классах: фактически проведены в соответствии с расписанием; темы занятий соответствуют тематическим планам Минпросвещения; формы проведения занятий соответствуют рекомендованным. Выявлены затруднения при проведении внеурочных занятий в некоторых классах, так как отсутствует мультимедийное оборудование, что делает невозможным показ видео, презентаций и проведение некоторых интерактивных заданий. Вывод. Выявленные проблемы не повлияли на качество организации внеурочной деятельности. Планы внеурочной деятельности НОО, ООО и СОО выполнены в полном объеме. Воспитательная работа Воспитательная работа 2022 году осуществлялась в соответствии с рабочими программами воспитания, которые были разработаны для каждого уровня и включены в соответствующие ООП. Воспитательная работа по рабочим программам воспитания осуществляется по следующим модулям: инвариантные – «Классное руководство», «Урочная деятельность» (по ФГОС-2021) / «Школьный урок», «Внеурочная деятельность» (по ФГОС-2021) / «Курсы внеурочной деятельности», «Взаимодействие с родителями» (по ФГОС-2021) / «Работа с родителями», «Самоуправление», «Профориентация» вариативные – «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Ключевые общешкольные дела» Воспитательные события в Школе проводятся в соответствии с календарными планами воспитательной работы НОО, ООО и СОО. Они конкретизируют воспитательную работу модулей рабочей программы воспитания по уровням образования. Виды и формы организации совместной воспитательной деятельности педагогов, школьников и их родителей разнообразны Работа по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся МБОУ «СОШ № 21» организуется в рамках реализации рабочей программы воспитания. Деятельность носит системный характер и направлена на формирование: гражданского правосознания; патриотизма и духовно-нравственных ценностей; экологической культуры как залога сохранения человечества и окружающего мира; активной гражданской позиции через участие в школьном самоуправлении. В 2022 году в школе проведены 12 общешкольных мероприятий, 16 единых классных часов, 12 акции гражданско-патриотической направленности. Анализ планов воспитательной работы 1–11-х классов показал следующие результаты: планы воспитательной работы составлены с учетом возрастных особенностей обучающихся; в планах воспитательной работы предусмотрены различные виды и формы организации воспитательной работы по гражданскопатриотическому воспитанию, которые направлены на всестороннее развитие личности обучающегося и расширение его кругозора; наиболее содержательная и интересная внеурочная воспитательная деятельность в гражданско-патриотическом направлении отмечена у следующих классных руководителей: Алиевой С.М. (2 «Б» класс), Адиляевой З.К. (3 «Б» класс), Гашимовой З.Х (4 «А» класс), Гаджимаровой К.У. (8 «Б» класс), Гасановой З.А. (10 «Б» класс). Посещенные классные мероприятия гражданско-патриотической направленности показывают, что в основном классные руководители проводят классные мероприятия на достаточно высоком уровне. В 2022 году в рамках патриотического воспитания осуществлялась работа по формированию представлений о государственной символике РФ: изучение истории герба, флага и гимна РФ; изучение правил применения государственных символов; формирование ответственного отношения к государственным символам, в том числе знакомство с мерами ответственности за нарушение использования или порчу государственных символов. Эффективность воспитательной работы школы в 2022 году оценивалась по результатам анкетирования обучающихся и их родителей, анкетирования педагогов, а также по результатам оценки личностных результатов школьников в динамике (по сравнению с предыдущим периодом). На основании этих данных можно сделать вывод об удовлетворительном уровне организации воспитательной работы школы в 2022 году. Проведена следующая работа: экскурсии, викторины по истории государственных символов; введен штат Советника директора по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями в рамках модуля «Ключевые общешкольные дела» организованы еженедельные линейки по понедельникам перед уроками с выносом флага РФ и исполнением гимна РФ; в рамках модуля «Детские общественные объединения» организованы школьные знаменные группы по уровням образования. Деятельность педагогического коллектива по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется в соответствии с поставленными целью и задачами на удовлетворительном уровне. Все запланированные мероприятия реализованы в полном объеме. Дополнительное образование Охват дополнительным образованием в Школе в 2022 году составил 49 процентов. В 2021/22 и в первой половине учебного года школа реализовывала 5 дополнительных общеразвивающих программ по 5 направленностям: художественное («Музыкальная страна», «Умелые руки») физкультурно-спортивное («Волейбол», «Баскетбол»); туристско-краеведческое («Краеведение»). В первой половине 2022/23 учебного года на базе школы реализовываются дополнительные общеразвивающие программы спортивных школи центров дополнительного образования города по шести направленностям: физкультурно-спортивное («Вольная борьба», «Футбол», «Настольный теннис», «Бокс», «Ушу-Саньда», «Кикбоксинг»); Об антикоронавирусных мерах МБОУ «СОШ № 21» в течение 2022 года продолжала профилактику коронавируса. Для этого были запланированы организационные и санитарнопротивоэпидемические мероприятия в соответствии с СП 3.1/2.43598-20 и методическими рекомендациями по организации работы образовательных организаций г. Махачкала. Так, Школа: получила бесконтактные дезинфекторы – два стационарных на главные входы, закупила маски многоразового использования, маски медицинские, перчатки из расчета на два месяца; разработала графики уборки, проветривания кабинетов, рекреаций, а также создала максимально безопасные условия приема пищи; разместила на сайте МБОУ «СОШ № 21» необходимую информацию об антикоронавирусных мерах, ссылки распространяли посредством мессенджеров и социальных сетей. IV. ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Организация учебного процесса в Школе регламентируется режимом занятий, учебным планом, календарным учебным графиком, расписанием занятий, локальными нормативными актами Школы. Начало учебного года – 1 сентября, окончание – 31 мая. Продолжительность учебного года: 1-е классы – 33 недели, 2–8-е классы – 34 недели, 9-е и 11-е классы – по окончании ГИА. Продолжительность уроков – 45 минут. Образовательная деятельность в Школе осуществляется по пятидневной учебной неделе для 1-4-х классов, по шестидневной учебной неделе — для 5–11-х классов. Занятия проводятся в две смены. Таблица 4. Режим образовательной деятельности Классы Количество Продолжительность смен урока (минут) 1 1 Ступенчатый режим: 35 минут (сентябрь– декабрь); 40 минут (январь–май) Количество учебных дней в неделю Количество учебных недель в году 5 33 2-4 2 45 5 34 5–11 2 45 6 34 Начало учебных занятий – 8 ч 00 мин. V. СОДЕРЖАНИЕ И КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Проведен анализ успеваемости и качества знаний по итогам 2021/22 учебного года. Статистические данные свидетельствуют об успешном освоении обучающимися основных образовательных программ. Таблица 5. Статистика показателей за 2021/22 год № п/п 1 Параметры статистики 2021/22 учебный год Количество детей, обучавшихся на конец учебного года (для 2020/21), в том числе: 699 – начальная школа 315 – основная школа 345 – средняя школа 39 Количество обучающихся, оставленных на повторное – обучение: 2 3 4 – начальная школа – – основная школа – – средняя школа – Не получили аттестата: – – об основном общем образовании – – о среднем общем образовании – Окончили Школу с аттестатом особого образца: 8 – в основной школе 8 – в средней школе 0 Приведенная статистика показывает, что положительная динамика успешного освоения основных образовательных программ сохраняется. В Школе организовано профильное обучение на уровне среднего общего образования. Краткий анализ динамики результатов успеваемости и качества знаний Таблица 6. Результаты освоения учащимися программы начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2022 году Кла Всего Из них Окончили год ссы учащ успевают ихся Не успевают Переведе ны условно Всего Из них н/а Коли % с % чест отмет во ками «4» и «5» с % отм етк ами «5» Колич % ество Колич % Колич % ество ество 2 74 74 10 30 0 40 9 12 0 0 0 0 0 0 3 77 77 10 23 0 30 14 18 0 0 0 0 0 0 4 71 71 10 32 0 45 9 12,6 0 0 0 0 0 0 222 10 85 0 38 32 14 0 0 0 0 0 Ито 222 го 0 Если сравнить результаты освоения обучающимися программы начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2022 году с результатами освоения учащимися программы начального общего образования по показателю «успеваемость» в 2021 году, то можно отметить, что процент учащихся, окончивших на «4» и «5», вырос на 0,7 процента (в 2021-м был 52%). Таблица 7. Результаты освоения учащимися программы основного общего образования по показателю «успеваемость» в 2022 году Кла Всег Из них ссы о успевают учащ ихся Коли % честв о Окончили год Не успевают Всего с % отмет ками «4» и Переведены условно Из них н/а с % отм етк ами Колич % ество Ко % Колич % ли ество чес тв «5» «5» о 5 76 76 10 0 26 34 15 20 0 0 0 0 0 0 6 66 66 10 0 19 29 5 8 0 0 0 0 0 0 7 55 55 10 0 13 24 5 9 0 0 0 0 0 0 8 76 76 10 0 21 28 4 5 0 0 0 0 0 0 9 70 70 10 0 24 34 8 12 0 0 0 0 0 0 343 10 0 103 30 37 11 0 0 0 0 0 0 Ито 343 го Анализ данных, представленных в таблице, показывает, что в 2022 году процент учащихся, окончивших на «4» и «5», повысился на 7 процентов (в 2021-м был 34%). Таблица 8. Результаты освоения учащимися программы среднего общего образования по показателю «успеваемость» в 2022 году Кла Всег Из них ссы о успевают учащ ихся Коли % честв о Окончили год с % отмет ками «4» и «5» с % отм етк ами «5» Колич % ество Ко % Колич % ли ество чес тв о 10 30 27 90 2 7 4 13 3 10 0 0 0 0 11 9 9 10 0 2 22 3 33 0 0 0 0 0 0 36 92 4 10 7 18 3 8 0 0 0 0 Ито 39 го Не успевают Переведены условно Всего Из них н/а Результаты освоения учащимися программы среднего общего образования по показателю «успеваемость» в 2022 учебном году понизились на 11 процентов (в 2021-м доля обучающихся, которые окончили полугодие на «4» и «5», было 39%). Результаты ГИА-2022 В 2022 году ГИА прошла в обычном формате в соответствии с порядками ГИА-9 и ГИА-11. Девятиклассники сдавали ОГЭ по русскому языку и математике, а также по двум предметам на выбор. Одиннадцатиклассники сдавали ЕГЭ по двум обязательным предметам – русскому языку и математике – и при желании по предметам по выбору. В 2022 году школьники, прибывшие из ДНР, ЛНР и Украины и продолжившие учебу на территории РФ, могли воспользоваться правом выбора формы ГИА: они могли сдавать ОГЭ или ЕГЭ либо пройти ГИА в форме промежуточной аттестации (постановление от 31.03.2022 № 538). В МБОУ «СОШ № 21» не было зачисленных из этой категории. Таблица 9. Общая численность выпускников 2021/22 учебного года 9-е классы 11-е классы Общее количество выпускников 70 9 Количество обучающихся на семейном образовании 0 0 Количество обучающихся с ОВЗ 0 0 Количество обучающихся, получивших «зачет» за итоговое собеседование/сочинение 70 9 Количество обучающихся, не допущенных к ГИА 0 0 Количество обучающихся, проходивших процедуру ГИА 70 9 Количество обучающихся, сдававших ГИА в форме промежуточной аттестации 0 0 Количество обучающихся, получивших аттестат 70 9 ГИА в 9-х классах В 2021/22 учебном году одним из условий допуска обучающихся 9-х классов к ГИА было получение «зачета» за итоговое собеседование. Испытание прошло 09.02.2022 в МБОУ «СОШ № 21» в очном формате. В итоговом собеседовании приняли участие 70 обучающихся (100%), все участники получили «зачет». В 2022 году 70 девятиклассников сдавали ГИА в форме ОГЭ. Обучающиеся сдали ОГЭ по основным предметам – русскому языку и математике. Успеваемость по математике и русскому языку за последние три года не изменилась и стабильно составляет 100 процентов. Таблица 10. Результаты ОГЭ по обязательным предметам Учебны Математика Русский язык й год Успеваемост Качеств Средни Успеваемост Качеств Средни ь о й ь о й балл балл 2019/202 Отменены 0 2020/202 100 1 22 3,2 100 27 3,3 2021/202 100 2 50 3,6 100 64 3,97 Также 70 выпускников 9-х классов успешно сдали ОГЭ по выбранным предметам. Результаты ОГЭ по предметам по выбору показали стопроцентную успеваемость и в целом хорошее качество знаний обучающихся. Таблица 11. Результаты ОГЭ в 9-х классах Предмет Количество обучающихся Успеваемость Средний балл Литература 1 100 4 Обществознание 47 100 3,4 Биология 11 100 3,8 Химия 2 100 5,0 Информатика 10 100 3,1 География 61 100 3,5 Замечаний о нарушении процедуры проведения ГИА-9 в 2022 году не было, что является хорошим результатом работы с участниками образовательных отношений в сравнении с предыдущим годом. Все девятиклассники Школы успешно закончили 2021/22 учебный год и получили аттестаты об основном общем образовании. Аттестат с отличием получили 8 человек, что составило 11 процентов от общей численности выпускников. Таблица 12. Итоговые результаты выпускников на уровне основного общего образования за три последних года 2019/20 2020/21 2021/22 Критерии Кол- % во Кол- % во Кол- % во Количество выпускников 9-х классов всего 67 100 51 100 70 100 Количество выпускников 9-х классов, 7 успевающих по итогам учебного года на «5» 10,4 4 8 8 11,4 Количество выпускников 9-х классов, 20 успевающих по итогам учебного года на «4» и «5» 29,8 15 29 32 46 Количество выпускников 9-х классов, допущенных к государственной (итоговой) аттестации 67 100 51 100 70 100 Количество выпускников 9-х классов, не допущенных к государственной (итоговой) аттестации 0 0 0 0 0 0 ГИА в 11-х классах В 2021/22 учебном году одним из условий допуска обучающихся 11-х классов к ГИА было получение «зачета» за итоговое сочинение. Выпускники 2021/22 года писали итоговое сочинение 1 декабря 2021 года. В итоговом сочинении приняли участие 9 обучающихся (100%), по результатам проверки все обучающиеся получили «зачет». В 2022 году все выпускники 11-х классов (9 человек) были допущены и успешно сдали ГИА. Все обучающиеся сдавали ГИА в форме ЕГЭ. В 2022 году выпускники сдавали ЕГЭ по математике на базовом и профильном уровне. ЕГЭ по математике на базовом уровне сдавали 5 выпускников. Результаты представлены в таблице. Таблица 13. Результаты ГИА-11 по базовой математике 2022 году Критерии Математика (базовый уровень) Количество обучающихся, которые сдавали математику 5 на базовом уровне Средний балл 4,6 Количество обучающихся, получивших высокие баллы, 3 отметку «5» по пятибалльной системе Процент обучающихся, получивших высокие баллы, отметку «5» по пятибалльной системе 60 ЕГЭ по русскому языку сдавали 9 обучающихся. Все выпускники 11-х классов успешно справились с экзаменом. Высокие баллы получили 3 обучающихся (33%). Таблица 14. Результаты ЕГЭ по русскому языку Критерии 11 «А» Количество обучающихся 9 Количество обучающихся, которые не набрали минимальное количество баллов 0 Количество обучающихся, которые получили высокие баллы (от 80 до 100) 0 Средний балл 3,9 Средний тестовый балл 62,8 В 2022 году ЕГЭ по математике на профильном уровне сдавали 4 человека. Все обучающиеся успешно справились с экзаменом. Средний балл – 52. Таблица 15. Средний тестовый балл ЕГЭ по математике и русскому языку за три последних года Учебный год Математика Русский язык 2019/2020 35 63 2020/2021 36 58,3 2021/2022 52 62,8 В 2022 году из предметов по выбору обучающиеся чаще всего выбирали обществознание. Из 9 обучающихся предмет выбрали 2 человека (22%). Физику, химию, биологию, литературу, информатику выбрали по 1 (11%) обучающемуся. Cогласно результатам ЕГЭ успеваемость составила 100 процентов. Качество сдачи экзаменов и средний балл свидетельствуют о том, что уровень знаний обучающихся в сравнении с результатами прошлого года вырос по русскому языку и математике. Таблица 16. Результаты ЕГЭ в 2022 году Учебные предметы Количество участников ЕГЭ Успеваемость Средний балл Русский язык 9 100 62,8 Литература 1 100 39 Математика (баз) 5 100 4,6 Математика (проф) 4 100 52 Обществознание 2 100 60 Биология 1 100 48 Химия 1 100 42 Физика 1 100 43 Информатика 1 100 48 Все выпускники 11-х классов успешно завершили учебный год и получили аттестаты. Обучающихся, получивших в 2021/22 учебном году аттестат о среднем общем образовании с отличием и медаль «За особые успехи в учении» не было. Таблица 17. Количество медалистов за последние пять лет Медаль «За особые успехи в учении» 2018 2019 2020 2021 2022 2 1 4 1 0 Таблица 18. Получили медаль «За особые успехи в учении» в 2021– 2022 учебном году № п/п Ф. И. О. выпускника Класс Классный руководитель - - - -- Выводы о результатах ГИА-9 и ГИА-11 1. Обучающиеся 9-х и 11-х классов показали стопроцентную успеваемость по результатам ГИА по всем предметам. 2. По ЕГЭ средний балл выше 4 по базовой математике – 4,6. 3. Среди выпускников 9-х классов аттестат с отличием получили 8 человек (11,4%). 4. Среди выпускников 11-х классов нет обучающихся, получивших аттестат с отличием и медаль «За особые успехи в учении». Результаты ВПР Перенесенные на осень ВПР-2022 показали значительное снижение результатов по сравнению с итоговой отметкой за третью четверть . 2021/2022 учебный год Предмет-классы Кол.уч-ся Качество % Успеваемость % Ср. балл Русский язык 5 класс (за курс 4 65 43 86 3,3 Математика 5 класс (за курс 4 класса) 64 50 91 3,4 Окр. мир 5 класс (за курс 4 класса) 60 50 97 3,5 Русский язык 6 класс (за курс 5 66 30 79 3,1 Математика 6 класс (за курс 5 класса) 69 39 83 3.3 История 6 класс (за курс 5 класса) 53 32 91 3,3 42 31 79 3,1 Математика 7 класс (за курс 6 класса) 55 29 80 3,1 История 7 класс (за курс 6 класса) 18 22 89 3,2 Обществознание 7 класс (за курс 6 31 26 81 3,1 47 26 79 3,0 Математика 8 класс (за курс 7 класса) 46 28 78 3,1 История 8 класс (за курс 7 класса) 19 32 84 3,2 Биология 8 класс (за курс 7 класса) 20 30 85 3,2 География 8 класс (за курс 7 класса) 25 32 80 3,1 Обществознание 8 класс (за курс 7 20 30 80 3,1 Англ.язык 8 класс (за курс 7 класса) 25 24 80 3,0 Нем. язык 8 класс (за курс 7 класса) 15 27 87 3,1 Русский язык 9 класс (за курс 8 55 38 82 3,2 математ 9 класс (за курс 8 класса) 62 24 81 3,0 физика 9 класс (за курс 8 класса) 36 25 78 3,0 класса) класса) Русский язык 7 класс (за курс 6 класса) кл.) Русский язык 8 класс (за курс 7 класса) кл.) класса) Общество 9 класс (за курс 8 класса) 13 23 77 3,0 Химия 9 класс (за курс 8 класса) 19 21 79 3,0 Географ 9 класс (за курс 8 класса) 20 25 80 3,1 Биология 9 класс (за курс 8 класса) 29 24 83 3,1 История 9 класс (за курс 8 класса) 18 22 83 3,1 Причины несоответствия результатов ВПР и отметок: отсутствие дифференцированной работы с обучающимися; недостаточный уровень сформированности навыков самоконтроля, включая навыки внимательного прочтения текста задания, предварительной оценки правильности полученного ответа и его проверки; Активность и результативность участия в олимпиадах В 2022 году проанализированы результаты участия обучающихся Школы в олимпиадах и конкурсах всероссийского, регионального, муниципального и школьного уровней. На школьном этапе состоялось 367 участий. По итогам школьного этапа определились 27 победителей и призеров, которые приняли участие в муниципальном этапе ВСОШ. Результат: побед – нет, призовых мест – нет. VI. ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ Таблица 21. Востребованность выпускников Год Основная школа выпу Вс Пере Пере ска его шли шли в 10- в 10й й класс класс Шко друго лы й ОО Средняя школа Поступили Вс Посту в его пили профессион в вузы альную ОО Поступили в профессион альную ОО Устрои лись на работу Пош ли на сроч ную служ бу по приз ыву 2020 66 37 2 29 21 7 10 0 0 2021 51 27 2 22 21 6 12 0 0 2022 70 31 0 39 9 3 5 0 0 В 2022 году 100 процентов выпускников 4-х классов, которые перешли в 5-й класс Школы. В 2022 году нет выпускников 9-го класса, которые продолжили обучение в других общеобразовательных организациях региона. Количество выпускников, поступающих в вузы, стабильно по сравнению с общим количеством выпускников 11-го класса. VII. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Деятельность по оценке качества образования в МБОУ «СОШ № 21» в 2022 году организовывалась на основании Положения о внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) и в соответствии с Планами ВСОКО на 2021/22 и 2022/23 учебные годы. Внутренняя система оценки качества образования Школы ориентирована на решение следующих задач: систематическое отслеживание и анализ состояния системы образования в образовательной организации для принятия обоснованных и своевременных управленческих решений, направленных на повышение качества образовательной деятельности и достижение планируемых результатов; максимальное устранение эффекта неполноты и неточности информации о качестве образования как на этапе планирования достижения образовательных результатов, так и на этапе оценки эффективности образовательной деятельности по достижению соответствующего качества образования. Основными направлениями и целями оценочной деятельности в МБОУ «СОШ № 21» являются: оценка образовательных достижений обучающихся на различных этапах обучения как основа их промежуточной и итоговой аттестации, а также основа процедур внутреннего мониторинга образовательной организации, мониторинговых исследований муниципального, регионального и федерального уровней; оценка результатов деятельности педагогических кадров как основа аттестационных процедур; оценка результатов деятельности образовательной организации как основа аккредитационных процедур. Объектами процедуры оценки качества образовательных результатов обучающихся являются: личностные результаты; метапредметные результаты; предметные результаты; участие и результативность в школьных, областных и других предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях; анализ результатов дальнейшего трудоустройства выпускников. Основными процедурами оценки образовательных достижений обучающихся являются: стартовая и входная диагностики, текущая и тематическая оценка, внутришкольный мониторинг образовательных достижений, промежуточная и итоговая аттестацию обучающихся. Содержание процедуры оценки качества условий образовательной деятельности включает в себя: исследование удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образовательного процесса и качеством условий; программно-информационное обеспечение, наличие школьного сайта, регулярное пополнение и эффективность его использования в учебном процессе; диагностику уровня тревожности обучающихся 1-х 5-х и 10-х классов в период адаптации; оценку количества обучающихся на всех уровнях образования и сохранения контингента обучающихся; оценку кадровых условий реализации образовательной программы (аттестация педагогов, готовность к повышению педагогического мастерства, знание и использование современных методик и технологий, подготовка и участие в качестве экспертов ЕГЭ, ОГЭ, аттестационных комиссий, жюри, участие в профессиональных конкурсах). Основными методами оценки качества условий образовательной деятельности являются экспертиза, мониторинг, анализ и анкетирование. Исследование удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством образовательного процесса и качеством условий С целью определения степени удовлетворенности родителей (законных представителей) обучающихся качеством предоставления образовательных услуг и выявления проблем, влияющих на качество предоставления образовательных услуг Школой, был организован онлайн-опрос на сайте школы. VIII. КАЧЕСТВО КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В целях повышения качества образовательной деятельности в Школе проводится целенаправленная кадровая политика, основная цель которой – обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями Школы и требованиями действующего законодательства. Основные принципы кадровой политики направлены: на сохранение, укрепление и развитие кадрового потенциала; создание квалифицированного коллектива, способного работать в современных условиях; повышение уровня квалификации персонала. На период самообследования в Школе работают 61 педагог. Из них 10 человек имеют среднее специальное (педагогическое) образование, у остальных высшее педагогическое образование. 1. Стоит отметить, что среди учителей, испытывающих трудности в работе по ФГОС-2021, – вновь поступившие на работу в МБОУ «СОШ № 21» и молодые специалисты. 2. Анализ условий реализации программы начального общего образования и основного общего образования в части формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию, показал достаточную готовность педагогических кадров. Так, 100 процентов педагогов понимают значимость применения такого формата заданий, 70 процентов – не испытывают затруднений в подборе заданий, 30 процентов педагогов планируют применение данных заданий после прохождения соответствующего обучения. В связи с обязательным обеспечением условий формирования функциональной грамотности в план непрерывного профессионального образования педагогических кадров МБОУ «СОШ № 21» включены мероприятия по оценке и формированию функциональной грамотности в рамках внутриорганизационного обучения и организации обучения по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации педагогов предметных и метапредметных профессиональных объединений. 3. С целью внедрения ФОП в план непрерывного профессионального образования педагогических и управленческих кадров в МБОУ «СОШ № 21» на 2023-й год внесены мероприятия по повышению профессиональных компетенций педагогов для работы над федеральными рабочими программами. Запланировано повышение квалификации педагогов для успешного внедрения федеральных образовательных программ в школах. 4. В 2022 году учитель начальных классов Алиева Сабина Мусаевна стала призером муниципального этапа конкурса «Учитель года». IX. КАЧЕСТВО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Анализ применения ЭСО в МБОУ «СОШ № 21» при реализации основной образовательной программы начального общего образования показывает следующее: педагоги в рамках урочной деятельности не допускают одновременное применение обучающимися более двух устройств, так как это запрещено санитарными правилами (п. 3.5.2 СП 2.4.3648-20); обучающиеся не используют мобильные средства связи для обучения, так как это запрещается (п. 3.5.3 СП 2.4.3648-20). Таким образом, заместителю директора по УВР МБОУ «СОШ № 21» необходимо продолжить проведение разъяснительной работы с педагогами по применению ЭСО в учебном процессе. X. КАЧЕСТВО БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Общая характеристика: объем библиотечного фонда – 32411 единица; обращаемость – 1450 единиц в год; объем учебного фонда – 19931 единица. Таблица 22. Состав фонда и его использование № Вид литературы Количество единиц в фонде 1 Учебники и пособия 19931 2 Художественная 12480 3 Справочная 4 Всего 615 32411 Средний уровень посещаемости библиотеки – 9 человек в день. В ноябре 2022 года также была начата работа переходу на новый федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения от 21.09.2022 № 858. Оснащенность библиотеки учебными пособиями достаточная. Фонд дополнительной литературы оцифрован полностью. Отсутствует финансирование библиотеки на закупку периодических изданий и обновление фонда художественной литературы. XI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА Материально-техническое обеспечение Школы позволяет реализовывать в полной мере образовательные программы. В Школе оборудованы 31 учебный кабинет, 13 из них оснащены современной мультимедийной техникой. Состояние материально-технической базы и состояние здания школы в основном соответствует санитарным нормам и пожарной безопасности. МБОУ «СОШ № 21» размещено на самостоятельном благоустроенном земельном участке. На земельном участке выделены три зоны: физкультурно-спортивная, хозяйственная, игровая (игровая зона для учащихся начальных классов). Территория школы по периметру ограждена забором. По периметру территории установлено видеонаблюдение. По периметру здания предусмотрено наружное электрическое освещение. Школа рассчитана на 690 мест. Занятия проводятся в 2 смены. В школе имеется необходимый набор помещений для изучения обязательных учебных дисциплин. Учащиеся обучаются в учебных помещениях, закрепленных за каждым классом. На первом этаже оборудованы столовая и пищеблок, спортивный зал. СТАТИСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ Данные приведены по состоянию на 31 декабря 2022 года. Единица измерения Количество Общая численность учащихся человек 699 Численность учащихся по образовательной программе начального общего образования человек 315 Численность учащихся по образовательной программе основного общего образования человек 342 Численность учащихся по образовательной программе среднего общего образования человек 42 Показатели Образовательная деятельность Численность (удельный вес) учащихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, от общей численности обучающихся человек (процент) 268 (38%) Средний балл ГИА выпускников 9-го класса по русскому языку балл 3,97 Средний балл ГИА выпускников 9-го класса по математике балл 3,6 Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по русскому языку балл 3,9 Средний балл ЕГЭ выпускников 11-го класса по математике балл 4,6 Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые получили неудовлетворительные результаты на ГИА по русскому языку, от общей численности выпускников 9-го класса человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые получили неудовлетворительные результаты на ГИА по математике, от общей численности выпускников 9-го класса человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса, которые получили результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по русскому языку, от общей численности выпускников 11-го класса человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса, которые получили результаты ниже установленного минимального количества баллов ЕГЭ по математике, от общей численности выпускников 11-го класса человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые не получили аттестаты, от общей численности выпускников 9-го класса человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса, которые не получили аттестаты, от общей численности выпускников 11-го класса человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) выпускников 9-го класса, которые получили аттестаты с отличием, от общей численности выпускников 9-го класса человек (процент) 8 (11,4%) Численность (удельный вес) выпускников 11-го класса, которые получили аттестаты с отличием, от человек (процент) 0 (0%) общей численности выпускников 11-го класса Численность (удельный вес) учащихся, которые принимали участие в олимпиадах, смотрах, конкурсах, от общей численности обучающихся человек (процент) 553 (78%) Численность (удельный вес) учащихся – победителей человек и призеров олимпиад, смотров, конкурсов от общей (процент) численности обучающихся, в том числе: 14 (2%) − регионального уровня 2 (0,3%) − федерального уровня 10 (1,4%) − международного уровня 2 (0,3%) Численность (удельный вес) учащихся по программам с углубленным изучением отдельных учебных предметов от общей численности обучающихся человек (процент) 0 (0%) Численность (удельный вес) учащихся по программам профильного обучения от общей численности обучающихся человек (процент) 42 (6%) Численность (удельный вес) учащихся по человек программам с применением дистанционных (процент) образовательных технологий, электронного обучения от общей численности обучающихся 0 (0%) Численность (удельный вес) учащихся в рамках сетевой формы реализации образовательных программ от общей численности обучающихся человек (процент) 0 (0%) Общая численность педработников, в том числе количество педработников: человек 61 − с высшим образованием 0 − высшим педагогическим образованием 51 − средним профессиональным образованием 0 − средним профессиональным педагогическим образованием 10 Численность (удельный вес) педработников с человек квалификационной категорией от общей численности (процент) таких работников, в том числе: 6 (9,8%) − с высшей 4 (6,5%) − первой 2 (3,3%) Численность (удельный вес) педработников от общей человек 16 (26%) численности таких работников с педагогическим стажем: (процент) − до 5 лет 4 (7%) − больше 30 лет 12 (19,6%) Численность (удельный вес) педработников от общей человек численности таких работников в возрасте: (процент) 19 (31%) − до 30 лет 5 (8%) − от 55 лет 14 (23%) Численность (удельный вес) педагогических и административно-хозяйственных работников, которые за последние пять лет прошли повышение квалификации или профессиональную переподготовку, от общей численности таких работников человек (процент) 61 (61%) Численность (удельный вес) педагогических и административно-хозяйственных работников, которые прошли повышение квалификации по применению в образовательном процессе ФГОС, от общей численности таких работников человек (процент) 61 (100%) Количество компьютеров в расчете на одного учащегося единиц 0,1 Количество экземпляров учебной и учебнометодической литературы от общего количества единиц библиотечного фонда в расчете на одного учащегося единиц 18 Наличие в Школе системы электронного документооборота да/нет да Наличие в Школе читального зала библиотеки, в том да/нет числе наличие в ней: да − рабочих мест для работы на компьютере или ноутбуке да − медиатеки да − средств сканирования и распознавания текста нет − выхода в интернет с библиотечных компьютеров нет − системы контроля распечатки материалов нет Инфраструктура Численность (удельный вес) обучающихся, которые могут пользоваться широкополосным интернетом не менее 2 Мб/с, от общей численности обучающихся человек (процент) 699(100%) Общая площадь помещений для образовательного процесса в расчете на одного обучающегося кв. м 2,2 Анализ показателей указывает на то, что Школа имеет достаточную инфраструктуру, которая соответствует требованиям СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21 и позволяет реализовывать образовательные программы в полном объеме в соответствии с ФГОС по уровням общего образования. В Школе созданы условия для реализации ФГОС-2021: разработаны ООП НОО и ООО, учителя прошли обучение по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации по тематике ФГОС -2021. Результаты реализации ООП НОО и ООО по ФГОС-2021 показывают, что Школа успешно реализовала мероприятия по внедрению ФГОС-2021. Школа укомплектована достаточным количеством педагогических и иных работников, которые имеют достаточную квалификацию и регулярно повышают квалификацию, что позволяет обеспечивать стабильные результаты образовательных достижений обучающихся. Педагоги Школы владеют средним и высоким уровнем ИКТ-компетенций. Результаты ВПР показали среднее качество подготовки обучающихся Школы. Кроме этого, стоит отметить, что педагоги Школы недостаточно объективно оценивают обучающихся. С 1 сентября 2022 года МБОУ «СОШ № 21» приступила к реализации ФГОС начального общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286, и ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287, в 1-х и 5-х классах. Директор МБОУ «СОШ №21» Искакова Э.З